Рассказы о съемках

Полезная информация

Рейтинг@Mail.ru

Главная » Собаки в кино » Рассказы о съемках » Кинокартина "Белый клык"
Режиссер - Александр Згуриди. Год выхода фильма - 1946.

Белый клык


«Белый Клык» — чёрно-белый художественный фильм, экранизация одноимённой повести Джека Лондона.
В 1947 году Советский Союз представлял на Каннском кинофестивале два фильма «Великий перелом» и «Белый Клык».
Лауреат Сталинской премии Александр Згуриди, известный режиссер постановочных научных фильмов, впервые взялся за художественную картину. Он, конечно, переживал, что «Белый Клык» не получится. Но сюжет Джека Лондона, которым восхищался с юности, не отпускал. Тем более что предыдущие съемки по этой повести, в том числе и голливудские, не удавались. Александр Згуриди написал сценарий истории про волчонка еще в годы войны. Но долго не мог найти местность, похожую на американский Клондайк. Кто-то ему подсказал, что такие места есть на Алтае.
Для съемок, которые проходили в районе Чемала (теперь это райцентр Республики Алтай), привезли и актеров-животных: волков, енотов, косуль, рысь, дрессированных овчарок. Жители Чемала не только с интересом наблюдали ход съемок фильма, но и снимались в массовых сценах, за что им неплохо платили. Но процесс съемок разочаровал местное население, потому что во многих сценах использовались макеты. Алтайцам было в диковинку, что в фильме лишь имитировались сильная буря, наводнение или проливной дождь.
Роль Белого Клыка доверили исполнить двум волчатам и взрослой овчарке, привезенным из Сталинграда. Режиссер держал волчат дома, чтобы на съемочной площадке они вели себя естественно. В итоге сцены знакомства с окружающим миром у Белого Клыка получились очень трогательными.
На презентации ретроспективы фильмов Згуриди в Киноцентре, супруга режиссера Нана Клдиашвили рассказала журналистам, что Александр Згуриди был очень смелым человеком. «Во время подготовки к съемкам в Бомбее фильма «Рикки-тики-тави», Саша спас жизнь индусу, которого на кастинге укусила кобра, - поведала Нана Клдиашвили. - Ловец змей принес на студию два мешка опасных тварей и доставал по одной. Вдруг одна вцепилась ему в кисть мертвой хваткой. Индусы, надо сказать, очень трусливы и никто из присутствующих не устремился на помощь собрату. А Саша бросился, он взял какие-то клещи и раздавил пасть змее, освободив индуса. Он был патентованным змееловом и умел обращаться со змеями. Кстати, именно так расправляются с кобрами мангусты. Они совершенно не приручаемы, но Саша и с ними мог найти общий язык». Доподлинно известно, что когда он снимал фильм «Белый клык», в его московской квартире жил настоящий волк и пара медвежат.

Премьера «Белого Клыка» состоялась 11 сентября 1946 года – одновременно в 24 кинотеатрах столицы. Фильм очень понравился как зрителям, так и кинокритикам. Он стал классикой советского кино. Жюри Каннского фестиваля также было очаровано картиной Александра Згуриди о судьбе отважного волка. Оно решило, что Золотую пальмовую ветвь должен получить этот молодой режиссер. Но в Госкино посчитали, что фильм «Белый Клык» – лента, недостойная столь высокой награды. Картина была отозвана с фестиваля. В итоге приз Каннского кинофестиваля достался режиссеру фильма «Великий перелом» Фридриху Эрмлеру.
Но все же «Белый Клык» получил достойную награду в виде зрительского признания. Этот фильм по сей день любят миллионы.
В титрах картины указано: Работа с «Белым Клыком» Б.Рагозин. В этой одной строке скрывается огромная работа группы дрессировщиков с волками, собаками, косулями, енотами и другими животными в этой кинокартине и наша всеобщая благодарность.