Рассказы о съемках

Полезная информация

Рейтинг@Mail.ru

Главная » Собаки в кино » Рассказы о съемках » Кинокартина "Приключения электроника".
Режиссер- Константин Бромберг. Год выхода фильма- 1979.

Приключения электроника




Эта картина вышла в те времена, когда большинство нас ещё ходили в школу и совсем не думали, что сами будут участвовать в съемках кинокартин. Первое огромное впечатление оставил Николай Караченцов в роли Урри. Хотелось побыстее вырасти, купить мотоцикл и обязательно шлем с переговорником . В школах пошли клички "Урри" и "Стамп". А фраза "Где у тебя кнопка?" не раз вырывалась с уст учителей. Кнопку найти было не так уж и легко.
Вторым и сильно незабываемым впечатлением после просмотра картины стал без всяких сомнений эрдельтерьер Чингиз в роли Рэсси - собаки Электроника . В то время я ещё не знал ни о Чингизе и не понимал особенностей работы животных в кино. Эта роль Чингизу удалась, так же как и перевод дрессуры на экран и формирование образа с помощью режиссера дрессировщице Лидии Острецовой. Её заслуг именно в создании образа никто не умиляет. Хвала и вложенному труду в дрессировку, и находкам при работе с собакой.
Почему был выбран именно эрдельтерьер в качестве породы, сейчас я могу только догадываться. Быть может, ассистенты по реквизиту смогли купить в магазине собаку-игрушку только такой породы. Возможно эрделя выбрали потому, что на тот момент это была одна из самых популярных пород собак, что-то вроде лабрадоров теперь. Быть может, сам Чингиз поразил своей дрессированностью. Сейчас это уже совершенно не важно. В фильме мы получили обаятельную собаку, которая запомнилась нам своей игрой и обученностью, и внесла неповторимый оттенок в замечательный фильм.


Работа собаки сильно впечатляет. На самом деле робот. И никто не обращает внимание, что шерсть собаки от кадра к кадру меняется. Таковы уж особенности эрдельтерьера. Его нужно постоянно "стричь" и приводить в порядок. У очень "внимательных" зрителей даже создается впечатление, что снимались разные собаки. Лохматый и ухоженный эрдельтерьер. Но это не так. Собака была всего одна. Чингиз. Дата рождения 05.02.1974. Номер клейма 4*-74 ЛКСС.

А теперь статья Лидии Острецовой о Чингизе.

Чингиз и «Электроник»

Помните, в фильме «Приключения Электроника» главные роли исполняли два мальчика-близнеца двенадцати лет и собака. В жизни собаку звали Чингиз. Он был не только отлично отдрессирован своей хозяйкой, но и отличался немалой сообразительностью от природы, обладал большим чувством ответственности, а это наблюдается далеко не у каждой собаки. Пёс был бойкий, лохматый и очень весёлый. В начале съёмок во время пребывания в Вильнюсе у меня кроме Чингиза и моего овчара Янко временно жил ещё месячный щенок эрдельтерьера Ермак. Чингиз показывал щенку, как нужно вести себя в разных житейских ситуациях, учил разным собачьим премудростям.

Сначала я приписывала себе лавры дрессуры, но вскоре обнаружила, что все дело в самом Чингизе. Малыш вел себя удивительно смирно, во время уборки сидел на месте, не таскал швабру или тряпку, не шлёпал по мокрому полу, как все щенки на свете, не кусал за ногу, даже если очень хотелось.

Часть съёмок происходила в павильоне, где художники построили высокую стену. Внизу было колесо, которое медленно вращалось вручную. Чингизу нужно было забраться по крутой лесенке на верхнюю доску, где стоял Электроник, отпрыгнуть вправо боковым прыжком, перебраться на противоположный конец доски, сесть и начать лаять.

Всё это снималось комбинаторами на фоне светящейся красной стены, зажигалась стена постепенно — четырьмя выключателями. Всё пугало Чингиза: и очень громкий и резкий щелчок, и неустойчивое положение на доске. Он понял, что ему надо делать, и отлично работал, но было видно, что пёс при этом замирает от ужаса. На каждом дубле, дрожа всем телом, он как будто считал про себя, потому что после четвёртого щелчка выключателя устремлялся бегом по лесенке наверх. Весь сжавшись, перепрыгивал на доску, преодолевал её и усаживался на краю. Тогда я внизу командовала: «Голос! Голос!». Бедный пес сначала открывал пасть, не издавая ни звука, но затем, уже несколько придя в себя, тявкал всё громче.

В кадре, где Чингиз мчался за мотоциклом, он стёр себе лапы в кровь, но каждый раз во время дубля бежал с прежним усердием, забывая о боли.

Самое же удивительное — как он разобрался, что нельзя при задержании кусать по-настоящему актера Николая Караченцова, игравшего роль бандита Урри.

Караченцов приехал прямо на съёмку, на знакомство времени не было. Мы присели на корточки, и, обняв актера, я стала убеждать пса, что Коля свой, хороший и кусать его ни в коем случае нельзя. У меня создалось впечатление, что Чингиз всё понял. Стояла ночь. Темно, а в темноте все собаки особенно насторожены.

К тому же пёс, услышав команду «мотор», пришёл в страшное возбуждение и стал рваться вперёд. В группе все очень волновались за артиста, администрация требовала от меня гарантий, что собака не будет кусаться. Когда Караченцов покатился с откоса, я, трепеща, выпустила дрожавшего от возбуждения пса со словами «Не кусай Колю!». Грозный рык и два катящихся тела... У меня упало сердце — неужели грызёт в самом деле?!

Но вот выключили камеру, оба встали; Чингиз подбежал ко мне, виляя хвостом, как бы спрашивая: «Ну что, довольна?». А Караченцов сказал: «Товарищи, можно снять ещё дубль, Чингиз замечательный актёр, с таким партнёром приятно иметь дело».

Лидия Острецова. Собачье счастье. // Хочу всё знать: Научно-художественный сборник.— Л.: Детская литература, 1990.— стр.318-319






О хвостатом актере Чингизе рассказывал режиссер картины Константин БРОМБЕРГ:

Эпизод: Урри мчится на мотоцикле, Чингиз бежит за ним.

Мы едем на операторской машине параллельно по шоссе, снимаем. И вдруг Чингиз всех обгоняет, резко останавливается и как-то предупреждающе поднимает переднюю лапу. Наш водитель тормозит, и мы понимаем, что Чингиз нас спас - прямо по ходу (а водитель все время смотрел в заднее стекло на собаку) перед нами открытый канализационный люк!

В другой раз мы с оператором Апрятиным страшно ругались, решая, каким объективом снимать сцену. В разгар нашего спора подбегает Чингиз и... несет в зубах объектив, который нас устроил и помирил!

Снимаем эпизод: пес загоняет Урри (Караченцова) в чемодан, Коля пятится и говорит: «Слушаюсь, господин пес». На третьем дубле лицо Караченцова вдруг расплывается в улыбке, он, давясь от смеха, произносит: «Ой, простите меня», - и начинает кататься по земле и хохотать. Оказалось, Чингиз, сидя к нам спиной, смотрел-смотрел на ужимки Коли, а потом взял и лизнул его в лицо. И свалил матерого артиста с ног!




Непосредственно фильм "Приключения Электроника".



Часть первая.



Часть вторая.