Рассказы о съемках

Полезная информация

Рейтинг@Mail.ru

Главная » Собаки в кино » Рассказы о съемках » Кинокартина "Пес Барбос и необычный кросс"
Режиссер - Леонид Гайдай. Год выхода фильма - 1961.

Пес Барбос и необычный кросс


В газете "Вечерняя Москва" от 29 сентября 1961 года был опубликован отзыв Леонида Ленча на короткометражную комедию "Пес Барбос и необычный кросс": "Тут все хорошо: и режиссерская выдумка, щедрая, поистине неистощимая, и выразительные комедийные артисты - Г. Вицин, Е. Моргунов, Ю. Никулин, превосходно подобранные по типажу, отличные мимы, и симпатичный пес, который обаятельно "играет" роль Барбоса, и прелестные краски подмосковной осени, и удивительно точная по своей эмоциональной тональности, ироническая, изящная музыка Н. Богословского..."
В следующем году этому фильму исполняется, ни много ни мало, 50 лет, и не одно поколение выросло и помнит эту короткую, всего на девять минут сорок секунд, кинокартину "Пес Барбос и необычный кросс", где в главную роль исполнила собака по кличке Брех под руководством дрессировщика Игоря Брейтщера.
Из воспоминаний Юрия Никулина:
"Приходилось ежедневно вставать в шесть утра. Без пятнадцати семь за мной заезжал "газик". Дорога в Снигири занимала около часа. В восемь утра мы начинали гримироваться. Особенного грима не требовалось. Накладывали только общий тон и приклеивали ресницы, которые предложил Гайдай.
- С гримом у вас все просто, - говорил Гайдай. - У вас и так смешное лицо. Нужно только деталь придумать. Пусть приклеят большие ресницы. А вы хлопайте глазами. От этого лицо будет выглядеть еще глупее.
В девять утра начиналась работа. Сначала шли репетиции, а затем съемка с бесконечными дублями. Короткий перерыв на обед, и снова съемки. В пять часов дня меня отвозили в цирк. Полчаса я мог полежать на диване в гримировочной, а в семь вечера выходил на манеж.
Весь месяц я снимался в Снигирях. В фильме не произносилось ни слова, он полностью строился на трюках. Многие трюки придумывались в процессе работы над картиной. И, конечно, сложностей возникало немало. Вместе с нами снималась собака по кличке Брех, которая играла роль Барбоса.
Эта смышленая дворняга уже снималась в каком-то фильме. Хозяин Бреха, дрессировщик Игорь Брейтщер, относился ко всему очень серьезно. Собаку свою он любил, заботливо за ней ухаживал, часами дрессировал, и все время придумывал новые методы дрессуры для цирка...
Брех работал отлично. Но иногда усложнял нашу жизнь. Например, когда снимали погоню. Тот момент, когда собака с "динамитом" в зубах гонится за троицей - Трусом, Бывалым и Балбесом.
На репетиции все проходило нормально. Мы вбегали в кадр один за другим, пробегали сто метров по дороге, и тут выпускали Бреха с "динамитом" в зубах. На съемках начались осложнения. Пробежим мы сто метров и вдруг слышим команду:
- Стоп! Обратно!
В чем дело? Оказывается, Брех вбежал в кадр и уронил "динамит".
Возвращаемся. Занимаем исходную позицию. Во втором дубле, когда мы уже почти добежали до заветного поворота, снова команда в мегафон:
- Остановитесь! Обратно!
Оказывается, собака убежала в лес.
В следующих дублях Брех оборачивался и внимательно смотрел на орущего дрессировщика, а в конце одного из последних дублей бросил "динамит" и вцепился в ногу Моргунова.
На восьмом дубле собака положила "динамит" с дымящимся шнуром и подняла лапу около пенька.
А мы все бегали, бегали, бегали...
После десятого дубля Моргунов, задыхаясь, сказал:
- К концу картины я этого пса втихую придушу.
Мы бегали, камера крутилась, пленка расходовалась. Все нервничали. Ни одного полезного метра в тот день так и не сняли.
Была у нас сцена, когда Трус во время погони должен обогнать Балбеса и Бывалого. Гайдай попросил, чтобы мы с Моргуновым бежали чуть медленнее и дали возможность Вицину вырваться вперед.
На репетициях все шло нормально, а во время съемок первым прибегал Моргунов.
- Я не могу его обогнать, - жаловался Вицин. - Пусть Моргунов бежит медленнее.
- Почему ты так быстро бегаешь? - спросил я у Моргунова.
- А меня, - заявил он мрачно, - живот вперед несет.
И хотя Моргунов клятвенно обещал замедлить бег, слово свое он не сдержал, и мы три дубля пробегали зря.
Потом дубль сорвался опять из-за Бреха. Моргунов рявкнул на пса, а заодно и на хозяина. И пес стал на Моргунова рычать.
- Смотрите, Брех все понимает. Моргунов обругал его, и он обиделся, потому и рычит, - заметил хозяин собаки.
Это точно. Брех все время рычал на Моргунова и несколько раз даже кусанул артиста. Этого Моргунов ему простить никак не мог..."
Кинорежиссер Леонид Гайдай вполне мог и не снять свою знаменитую короткометражку. И не родилась бы легендарная троица Трус - Балбес - Бывалый - любимые герои большой страны, с которыми в 60-е годы мало, кто мог сравниться. Всё решил случай.
В рассказе литератора Федора Раззакова "Пес Барбос и Самогонщики, или Рождение великолепной троицы", повествуется довольно подробно, каким образом Леонид Гайдай натолкнулся и написал сценарий короткометражки.
Идею комедии "Пес Барбос и необычный кросс" Леонид Гайдай почерпнул из стихотворного фельетона украинского сатирика Степана Олейника, напечатанного в газете "Правда". Сюжет его был прост: трое браконьеров пришли на речку, чтобы глушить динамитом рыбу, но их умный и совестливый пес мужественно встал на защиту рыбешки. Прочитав фельетон, у Гайдая внезапно родилась идея снять на его основе эксцентрическую короткометражку. Почему именно эксцентрическую? Дело в том, что Гайдай был большим поклонником таких фильмов, обожал Чарли Чаплина, Макса Линдера, Бастера Китона, Гарри Ллойда, Монти Бенкса.
Гайдай взялся за пробивание "Пса Барбоса". Это оказалось делом нетрудным, поскольку все удачно совпало: идея Гайдая и создание Экспериментальной мастерской комедийного фильма. Заручившись согласием Олейника, довольно быстро был написан сценарий. В нём героям, советским рыбным браконьерам, которых в фельетоне звали Николами и Гаврилой, Леонид Иович придумал клички, сразу придав им беспроигрышную разницу характеров и типажей. Они стали Бывалым, Трусом и Балбесом.
На роль Бывалого Гайдай собирался взять сначала Михаила Жарова, затем Ивана Любезнова, и только потом окончательно остановился на Евгении Моргунове, которого посоветовал ему директор "Мосфильма" Иван Пырьев. На роль Труса был приглашен Георгий Вицин, которого Гайдай снимал в "Женихе с того света". Балбеса должен был Сергей Филиппов (еще одним кандидатом какое-то время был Борис Новиков). Но кандидатура Филиппова продержалась недолго: на момент съемок он участвовал в длительных гастролях и не имел никакой возможности вырваться на съемочную площадку. Тогда на помощь режиссеру пришел Вицин. Он сообщил, что на днях был в цирке на Цветном бульваре и видел там клоуна - потрясающего парня, внешне напоминающего глисту. Этой характеристики было достаточно, чтобы пригласить клоуна на пробу. Звали его Юрий Никулин. Гайдай, увидев Никулина, буквально с ходу изрек: "Ну, Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно".
Картина снималась осенью 60-го в подмосковных Снигирях, недалеко от дачи Ивана Семеновича Козловского. Картина была без слов и полностью строилась на трюках, многие из которых придумывались прямо в процессе работы. И как во многих комедиях Гайдая, в этой небольшой картине много смешных звуков, взрывов и погонь. Материала фильма было снято на полчаса. Гайдай его сократил до дести минут, он убрал много трюков, которые впоследствии использовались в "Самогонщиках".
По ходу съемок в голове Гайдая рождалось множество интересных задумок, однако не всем им суждено будет войти в окончательный вариант картины. Назову лишь некоторые из выпавших эпизодов. В одном из них троица пробегает сквозь шалаш, и Трус, вбежав в брюках, выбегает уже в одних трусах. Он в недоумении оборачивается и видит, как из шалаша следом выходит медведь и держит в лапах его брюки. Однако против появления на съемочной площадке медведя стал яростно выступать инженер по технике безопасности: дескать, это дело опасное плюс надо оформлять дрессировщика, выбивать дополнительный транспорт. Тогда Никулин предложил свои услуги: вызвался привезти из цирка чучело медведя, в котором спокойно может разместиться человек. Этим человеком стал сам режиссер фильма Гайдай. Но когда взглянули на этот эпизод в просмотровом зале, стало ясно, что медведь выглядит фальшиво. В итоге в фильме осталась только сцена с Вициным в трусах, а медведя вырезали.
Полностью выпал из фильма эпизод со стадом. В нем троица с ходу врезается в животных и каждый из них падает: Балбес на корову, Трус на козу, а Бывалому мерещится, что за ним бежит бык с "динамитом" в пасти. Бывалый протирает глаза, и бык мгновенно исчезает.
Та же участь постигла и другой эпизод - с яйцами. В нем троица поодиночке прыгает с горки на шоссе, где сидит старуха с корзиной, в которой сложены яйца. Каждый из троицы приземляется аккурат в нескольких сантиметрах с корзиной, причем когда прыгает последний - Балбес, - зритель должен находиться в предвкушении, что уж этот точно упадет на корзину. Но Балбес повторяет судьбу своих товарищей. Но, пробежав несколько метров, он возвращается на горку, снова прыгает вниз и на этот раз давит яйца.
Повторюсь, четвероногого героя - Барбоса - изображал пес Брех, для которого эта картина была уже не первой, и не последней в кино. Бреха позвали на съемки в короткометражной кинокартине "Самогонщики", работу над которой начали в начале марта 1961 года снова в подмосковных Снигирях.
Идею "Самогонщиков" подсказал Леониду Гайдаю Юрий Никулин, который играл в цирке подобную сценку вместе с партнером. В соавторы Гайдай взял своего оператора Константина Бровина и написал вместе с ним сценарий. Но фильм мог так, и остаться в планах, поскольку поначалу в нем отказался сниматься Евгений Моргунов, без которого разрушалась троица. Участвовать в картине Моргунова уговорил все тот же Иван Пырьев.
Как только Брех увидел на съемочной площадке Евгения Моргунова, как тут же начал рычать и лаять на него. Артист в сердцах воскликнул:
- Вот гад какой, все помнит!
На этот раз с собакой возникли сложности. Тяжелый змеевик Брех приподнимал с трудом. А после третьего дубля стал поджимать ноги, скулить и ни за что не хотел идти в кадр сниматься.
Причину странного поведения собаки скоро разгадали. Снимали картину ранней весной, поверх снега образовался тонкий слой льда, о него-то собака и порезала себе лапы. Два дня ждали, пока заживут порезы. Наконец Брех начал бегать. Но как только подносили к нему змеевик, Брех отказывался его брать, видимо, считая, что боль в лапах была от змеевика. Дрессировщик с досады чуть не плакал. Но сколько он ни бился: ругал собаку, умолял, ласкал, ничего у него не получалось. Брех категорически отказывался сниматься.
Съемочную группу выручил "ветродуй" - человек, который специальным приспособлением помогает создавать ветер. Видя все беды съемочной группы, он предложил попробовать его овчарку Рекса, который, по его словам, ничего и никого не боится, легко носит тяжести и вообще ко всему приучен.
Первое, что сделал Рекс, когда появился на съемочной площадке, кинулся на Моргунова. Почему Рекс так поступил - никто объяснить не мог. Моргунов же обиделся и всем говорил:
- Рекса против меня настроил Брех. Это все проделки Брейтщера.
С тех пор, стоило Рексу увидеть Моргунова, как он сразу ощеривался. Артист в ответ тоже скалил зубы. Так они, рыча друг на друга, и снимались.
На съемочной площадке Рекс быстро освоился и легко выполнял все команды. Змеевик он носил запросто.
Таким образом, в "Самогонщиках" в роли одной дворняги снялось сразу две собаки. Брех и Рекс.
Примерно за неделю до окончания натурных съемок в группе случилось ЧП - пропал Рекс. Он увидел в лесу какую-то собаку и сбежал с ней в неизвестном направлении. Как его ни искали, найти так, и не смогли. Развесили даже объявления по всем Снигирям с просьбой к нашедшему собаку привести ее в съемочную группу, а взамен получить хорошее денежное вознаграждение. Но и это не помогло - пес как в воду канул. Ситуация сложилась аховая, ведь предстояло найти собаку не только внешне похожую на Рекса, но и с таким же покладистым характером. Однако все разрешилось благополучно. Буквально через несколько дней после исчезновения Рекс вернулся к хозяину сам, правда, весь изголодавшийся, облезлый. Все присутствующие бросились кормить пса, и только Моргунов пожадничал - не дал ему своей курицы, сказав: "Ему и так хватит".
Так получилось, но "Самогонщики", которые вышли на широкий экран в январе 1962 года, имели меньший успех, чем "Пес Барбос", хотя его закупили 68 стран, что принесло государству 70 миллионов рублей ("Пса..." купили более ста стран). Причину подобного Ю. Никулин видел в следующем: "Самогонщики" во многом строились на применении старых, уже использованных приемов. Кроме того, "Самогонщики" шли двадцать минут, а "Пес Барбос" длился около десяти минут и воспринимался как короткий анекдот".

Комедию "Пес Барбос и необычный кросс" впервые показали в сатирическом телеальманахе "Совершенно серьезно", как одну из четырех короткометражных новелл.
В фильме "Самогонщики" можно обнаружить несколько "ляпов":
  • В погоне за собакой, утащившей змеевик от самогонного аппарата, "герои" фильма потревожили спящего в берлоге медведя. Непонятно только, откуда в Подмосковье ГИМАЛАЙСКИЙ медведь?! Или "может быть" это просто такая шутка режиссера?
  • Когда собака зарывает змеевик в снег, Моргунов замахивается палкой и "огревает" Вицина с Никулиным. Те падают рядом друг с другом . Буквально через мгновение собака, держа змеевик в зубах, пробегает между ними. И теперь уже между самогонщиками достаточно места.
  • После премьеры "Пса Барбоса…" знаменитая троица воспринималась зрителями как нечто целое, да так и осталась в народной памяти, даже после того, как один за другим ушли все три комика.
    "Пес Барбос и необычный кросс" был награжден почетным дипломом Международного кинофестиваля Сан-Франциско и особым призом Лондонского кинематографического общества. Потом Гайдай снял эту троицу в фильмах "Операция Ы" и "Кавказская пленница". Их еще потом снимали другие режиссеры в фильмах "Дайте жалобную книгу" и "Семь стариков и одна девушка". Из авторов этого фильма не осталось никого, но этот фильм продолжает жить вместе с нами. Уже целых 50 лет.


    Опубликовано 27.02.2008.
    Отредактировано 18.05.2010.
    kinodog.ru