Режиссер- Андрей Прошкин. Год производства фильма- 2010.
Орда
(Святитель Алексий)
В картине "Орда", рабочее название "Святитель Алексий", было задействовано очень много разнообразных животных: лошади, гуси, утки, козы, коровы.
Были в их числе и собаки. О собаках расскажу подробнее.
Работа над проектом началась в начале 2010 года. Задачи передо мной стояли на первый взгляд совсем несложные. Нужно было подобрать двух собак очень крупной непонятной породы а-ля 14 век, которые могли бы лаять на проезжающих мимо забора всадников.
Какие в 14 веке были охранные собаки на территории России? Стал изучать старинные гравюры и рисунки. Прямого ответа не нашел. Обратился за консультацией к очень известным специалистам-кинологам. Лайки, алабаи, шпицы. Понятно. Начали поиски кандидатов. Задача - найти крупных дворняг, попадающих в эти критерии. Около месяца потратил на поиск собак. Объездил 14 кандидатов.
Отсмотрел очень интересных собак: кангалов, так называемых турецких овчарок, которых в России на тот момент было всего лишь шесть особей, тувинских овчарок, поголовье которых в мире (!) насчитывает около 30 особей, алабаев, кавказских овчарок, метиса лабрадора. Своё внимание остановил на двух собаках, которых и предложил режиссеру картины. Режиссеру, Андрею Прошкину, понравились предложенные мною собаки:
Единственное замечание было, что у Мансура, одной из собак, были не висящие, а купированные уши. Но Мансур - это собака в полном расцвете сил, с великолепными рабочими качествами, и я настоял на том, чтобы его кандидатуру всё-таки утвердили. Был даже готов "приклеить" ему уши. А его рабочие качества здорово помогли нам на съемках, так как выдержать многократное повторение дублей на испепеляющем солнце было очень даже не просто.
Я на протяжении 2 месяцев регулярно приезжал к Мансуру и Баксу и проводил репетиции. Поначалу всё шло достаточно тяжело. Я не мог понять, на какой именно забор мы будем лаять, поэтому тренировал собак на все заборы, которые были в зоне досягаемости. Занятия проводили вечером, когда на улицах уже не было детей, и основной народ смотрел телевизор. И вот обе собаки стали очень хорошо реагировать на мой "красный" рукавчик и моё "шипение". Теперь оставалось только провести репетиции с лошадьми и каскадерами. Однако репетиций мы так и не провели, так как каскадеры не нашли для нас времени, что на съемках очень мешало, так как лошади боялись и собак, и моей "трескотни".
И вот наступил июль 2010 года, который запомнится нам небывалой жарой более 35 градусов. Животные отказываются на жаре работать, люди падают в обмороки. День съемок был назначен задолго до часа "Ч". Получилось так, что хозяйка питомника Ирина Фокина взяла билеты на юг на отдых именно с учетом графика съемок, но из-за того, что декорации были не готовы, день съемок перенесли на три недели. Естественно, Ирина уехала, и работать нам пришлось на съемочной площадке уже без неё, что, наверное, чуть- чуть нам помешало. Готовность к съемкам была полной, и собаки работали под руководством подготовленных кинологов.
До Вязников, где и был построен старый город (красота неописуемая), нужно проехать 300 км, а это около 5 часов в дороге, не включая балашихинских пробок. Но стратегически было всё продумано заранее, и выезжали мы в четыре утра, чтобы исключить и пробки, и невыносимую жару. Оставалось даже время, чтобы немного передохнуть перед съемкой, хотя какой отдых может быть на жаре.
Приехали мы в среду 21 июля к 9 утра, расположились, нашли тень для собак. Группа работала. Очень долго выстраивали общий план, получилось сказочно красиво, и репетировали проезд актеров на лошадях. Первый кадр сняли только к 14 часам.
Затем наступил обед, и сняли остальные планы для первой сцены.
Наконец, около 6 вечера приступили к съемке очень сложной сцены, где и участвовали наши собаки.
Времени было очень мало, так как такая сцена требует серьезной подготовки. Казалось бы, чего там собака лает на забор. Однако камера стояла на высоте около 3 метров на телеге, которая двигалась и собака должна была бросаться и лаять на точку над камерой синхронно её движению. Так, пустячок. Напомню, собаки крупные, шерстяные, а на улице 35 градусов Цельсия в тени. Солнце печет нещадно.
В бой вступил Бакс. Первая фаза получается очень хорошо, собака зло лает, бросается на забор, но как только камера начинает движение, остается на месте и преследовать её совершенно не желает. Собака пытается уйти в тень. Делаем достаточно попыток. Не выходит. Меняем собаку.
У Мансура получается данный прием намного лучше. Собака напрыгивает на забор, но совершить ряд прыжков прямо за камерой мешают сложенные у забора бревна, и установленные в качестве антуража, колья и сети. Фаза злого лая и прохода собаки за камерой получалась, но режиссер все - равно недоволен сильно. Нет точности в движениях собаки. Мансур устает, язык выпадает из пасти. Времени почти уже нет. Солнце пошло на закат. В режиссерском стане начинается паника. Подводится вердикт - собаки не готовы. Аргументы никакие не принимаются. Я чуть расстроен. Мы готовили эту сцену более двух месяцев.
Второй режиссер начинает обзвон всех знакомых и просит привезти других собак. Порода и их вид уже значения не имеет. По телефону многие собаководы обещают "золотые горы" и лающих, злых, работоспособных собак. И уже прямо завтра. Меня гложет дикое недовольство. Но виду стараюсь не показывать. Повторную съемку назначают на воскресенье 25 июля. Понимаю, что наши собаки успеют за несколько дней отдохнуть и восстановиться. Поэтому волноваться перестаю совсем.
На второй день съемки этого эпизода прибыли снова только наши собаки и ещё одна "очень злая" собака с Владимирского централа. Другие собаки, которых якобы обещали Студии по съемкам животных, по причинам жары, плохого самочувствия, дальней дороги и разного другого просто не приехали. Собака из тюрьмы, оказалась на самом деле доброй, и только на репетиции однажды дала нужную реакцию. А все съемочные дубли были в корзину.
Собак перед съемкой загримировали очень тщательно, и они стали похожи на грязных, деревенских собак, испачканных пылью, грязью и навозом. Натурализм. Посмотрим на большом экране, что вышло.
Времени на этот раз было достаточно, поэтому уже не спешили, работали с перерывами и отдыхом для собак. Охлаждали собак всеми доступными способами. И получили несколько отличных дублей и в одном, и во втором дворе. Мансур хорошо прыгнул и вовремя ушел после "нанесенного" удара, а Бакс великолепно сделал "вертушку". Надеюсь, что в монтаже все эти хорошие дубли будут.
Особую благодарность хочу выразить Морозову Сергею и Ирине Афанасьевой, которые очень сильно помогли при съемке этого эпизода во второй день. Для меня их помощь бесценна.
В 17 часов Андрей Прошкин командует "Всем спасибо. Съемка окончена". Ура. Наши собаки - конфетки. Их работоспособность в жару просто великолепная. Эпизод снят. Мы - молодцы.
Напоследок нас попросили записать чистовой звук лая. Записали и с Баксом и с Мансуром. Но прямо на последнем звуковом дубле Мансур изловчился и достал звуковую пушку, прокусив при этом кофр микрофона, оторвав провод и сильно пожевав меховую защиту. На этом запись звука и закончили. Звуковики отделались легким испугом и сломанным оборудованием.
Собираемся домой. Моем собак в местной реке, грузимся и едем домой.
Балашихинскую пробку "отведали" полностью. Дома были только в 2 ночи.
Спать, спать, спать. Удовлетворение от работы полное. Ждем теперь выхода картины, чтобы снова вспомнить эти незабываемые для нас моменты.
Эдуард Кротов, август 2010.
Указание источника информации при использовании материалов сайта гиперссылкой на
kinodog.ru обязательно