Рассказы о съемках

Полезная информация

Рейтинг@Mail.ru

Главная » Собаки в кино » Рассказы о съемках » Кинокартина "Орда".
Режиссер- Андрей Прошкин. Год производства фильма- 2010.

Орда

(Святитель Алексий)


В картине "Орда", рабочее название "Святитель Алексий", было задействовано очень много разнообразных животных: лошади, гуси, утки, козы, коровы.
Были в их числе и собаки. О собаках расскажу подробнее.
Работа над проектом началась в начале 2010 года. Задачи передо мной стояли на первый взгляд совсем несложные. Нужно было подобрать двух собак очень крупной непонятной породы а-ля 14 век, которые могли бы лаять на проезжающих мимо забора всадников.
Какие в 14 веке были охранные собаки на территории России? Стал изучать старинные гравюры и рисунки. Прямого ответа не нашел. Обратился за консультацией к очень известным специалистам-кинологам. Лайки, алабаи, шпицы. Понятно. Начали поиски кандидатов. Задача - найти крупных дворняг, попадающих в эти критерии. Около месяца потратил на поиск собак. Объездил 14 кандидатов.
Отсмотрел очень интересных собак: кангалов, так называемых турецких овчарок, которых в России на тот момент было всего лишь шесть особей, тувинских овчарок, поголовье которых в мире (!) насчитывает около 30 особей, алабаев, кавказских овчарок, метиса лабрадора. Своё внимание остановил на двух собаках, которых и предложил режиссеру картины. Режиссеру, Андрею Прошкину, понравились предложенные мною собаки:
Единственное замечание было, что у Мансура, одной из собак, были не висящие, а купированные уши. Но Мансур - это собака в полном расцвете сил, с великолепными рабочими качествами, и я настоял на том, чтобы его кандидатуру всё-таки утвердили. Был даже готов "приклеить" ему уши. А его рабочие качества здорово помогли нам на съемках, так как выдержать многократное повторение дублей на испепеляющем солнце было очень даже не просто.
Я на протяжении 2 месяцев регулярно приезжал к Мансуру и Баксу и проводил репетиции. Поначалу всё шло достаточно тяжело. Я не мог понять, на какой именно забор мы будем лаять, поэтому тренировал собак на все заборы, которые были в зоне досягаемости. Занятия проводили вечером, когда на улицах уже не было детей, и основной народ смотрел телевизор. И вот обе собаки стали очень хорошо реагировать на мой "красный" рукавчик и моё "шипение". Теперь оставалось только провести репетиции с лошадьми и каскадерами. Однако репетиций мы так и не провели, так как каскадеры не нашли для нас времени, что на съемках очень мешало, так как лошади боялись и собак, и моей "трескотни".
И вот наступил июль 2010 года, который запомнится нам небывалой жарой более 35 градусов. Животные отказываются на жаре работать, люди падают в обмороки. День съемок был назначен задолго до часа "Ч". Получилось так, что хозяйка питомника Ирина Фокина взяла билеты на юг на отдых именно с учетом графика съемок, но из-за того, что декорации были не готовы, день съемок перенесли на три недели. Естественно, Ирина уехала, и работать нам пришлось на съемочной площадке уже без неё, что, наверное, чуть- чуть нам помешало. Готовность к съемкам была полной, и собаки работали под руководством подготовленных кинологов.
До Вязников, где и был построен старый город (красота неописуемая), нужно проехать 300 км, а это около 5 часов в дороге, не включая балашихинских пробок. Но стратегически было всё продумано заранее, и выезжали мы в четыре утра, чтобы исключить и пробки, и невыносимую жару. Оставалось даже время, чтобы немного передохнуть перед съемкой, хотя какой отдых может быть на жаре.

Приехали мы в среду 21 июля к 9 утра, расположились, нашли тень для собак. Группа работала. Очень долго выстраивали общий план, получилось сказочно красиво, и репетировали проезд актеров на лошадях. Первый кадр сняли только к 14 часам. Затем наступил обед, и сняли остальные планы для первой сцены.
Наконец, около 6 вечера приступили к съемке очень сложной сцены, где и участвовали наши собаки. Времени было очень мало, так как такая сцена требует серьезной подготовки. Казалось бы, чего там собака лает на забор. Однако камера стояла на высоте около 3 метров на телеге, которая двигалась и собака должна была бросаться и лаять на точку над камерой синхронно её движению. Так, пустячок. Напомню, собаки крупные, шерстяные, а на улице 35 градусов Цельсия в тени. Солнце печет нещадно. В бой вступил Бакс. Первая фаза получается очень хорошо, собака зло лает, бросается на забор, но как только камера начинает движение, остается на месте и преследовать её совершенно не желает. Собака пытается уйти в тень. Делаем достаточно попыток. Не выходит. Меняем собаку.
У Мансура получается данный прием намного лучше. Собака напрыгивает на забор, но совершить ряд прыжков прямо за камерой мешают сложенные у забора бревна, и установленные в качестве антуража, колья и сети. Фаза злого лая и прохода собаки за камерой получалась, но режиссер все - равно недоволен сильно. Нет точности в движениях собаки. Мансур устает, язык выпадает из пасти. Времени почти уже нет. Солнце пошло на закат. В режиссерском стане начинается паника. Подводится вердикт - собаки не готовы. Аргументы никакие не принимаются. Я чуть расстроен. Мы готовили эту сцену более двух месяцев.
Второй режиссер начинает обзвон всех знакомых и просит привезти других собак. Порода и их вид уже значения не имеет. По телефону многие собаководы обещают "золотые горы" и лающих, злых, работоспособных собак. И уже прямо завтра. Меня гложет дикое недовольство. Но виду стараюсь не показывать. Повторную съемку назначают на воскресенье 25 июля. Понимаю, что наши собаки успеют за несколько дней отдохнуть и восстановиться. Поэтому волноваться перестаю совсем.
На второй день съемки этого эпизода прибыли снова только наши собаки и ещё одна "очень злая" собака с Владимирского централа. Другие собаки, которых якобы обещали Студии по съемкам животных, по причинам жары, плохого самочувствия, дальней дороги и разного другого просто не приехали. Собака из тюрьмы, оказалась на самом деле доброй, и только на репетиции однажды дала нужную реакцию. А все съемочные дубли были в корзину. Собак перед съемкой загримировали очень тщательно, и они стали похожи на грязных, деревенских собак, испачканных пылью, грязью и навозом. Натурализм. Посмотрим на большом экране, что вышло.
Времени на этот раз было достаточно, поэтому уже не спешили, работали с перерывами и отдыхом для собак. Охлаждали собак всеми доступными способами. И получили несколько отличных дублей и в одном, и во втором дворе. Мансур хорошо прыгнул и вовремя ушел после "нанесенного" удара, а Бакс великолепно сделал "вертушку". Надеюсь, что в монтаже все эти хорошие дубли будут.
Особую благодарность хочу выразить Морозову Сергею и Ирине Афанасьевой, которые очень сильно помогли при съемке этого эпизода во второй день. Для меня их помощь бесценна. В 17 часов Андрей Прошкин командует "Всем спасибо. Съемка окончена". Ура. Наши собаки - конфетки. Их работоспособность в жару просто великолепная. Эпизод снят. Мы - молодцы.
Напоследок нас попросили записать чистовой звук лая. Записали и с Баксом и с Мансуром. Но прямо на последнем звуковом дубле Мансур изловчился и достал звуковую пушку, прокусив при этом кофр микрофона, оторвав провод и сильно пожевав меховую защиту. На этом запись звука и закончили. Звуковики отделались легким испугом и сломанным оборудованием. Собираемся домой. Моем собак в местной реке, грузимся и едем домой.
Балашихинскую пробку "отведали" полностью. Дома были только в 2 ночи.
Спать, спать, спать. Удовлетворение от работы полное. Ждем теперь выхода картины, чтобы снова вспомнить эти незабываемые для нас моменты.

Эдуард Кротов, август 2010.