Рассказы о съемках

Полезная информация

Рейтинг@Mail.ru

Главная » Собаки в кино » Рассказы о съемках » Кинокартина "Весьегонская волчица"
Режиссер- Николай Соловцов. Год выхода фильма- 2004.

Весьегонская волчица


Сначала немного исторических публикаций, размышлений и слухов. Затем рассказ очевидцев съемок и дрессировщиков, работавших на картине. Начнем с публикаций в прессе:
В Петербурге, в кинотеатре «Максим» состоялась премьера фильма Николая Соловцова «Весьегонская волчица». Сценарий фильма написан по мотивам одноименной повести Бориса Воробьева об охотнике, жизнь которого пересекается с беспощадной и умной волчицей. Работа над картиной началась в 2002 году, когда режиссер, сценарист и продюсер картины Николай Соловцов приобрел 16 волчат и стал выращивать их на зообазе Госфильмофонда «Петушки». Съемки проходили под Угличем и в ближнем Подмосковье, а главные роли исполнили Олег Фомин, Владимир Гостюхин, Елена Дробышева, Лев Борисов и Наталья Казначеева.
На съёмках фильма "Весьегонская волчица" актера Олега Фомина покусала волчица. Такого "предательства" от хищника никто не ожидал – перед съемками актер полгода общался с волками, приучая их к себе. Все могло окончиться гораздо печальнее, если бы не защитный костюм.
По сюжету охотник Егор крадёт из логова волчат, а потом делает на них бизнес. Но звери, выследив охотника в лесу, бросаются, чтобы растерзать заклятого врага…
Полгода назад специально для этой картины режиссёр Николай Соловцов приобрел семнадцать маленьких волчат. Хищников поселили на бывшей зообазе Госкино "Петушки". Для того, чтобы хвостатые артисты привыкли к Олегу Фомину, которому досталась роль охотника Егора, актёр каждую неделю ездил в гости к волчатам.
Он кормил малышей, гулял с ними и устраивал шуточные бои. Все были уверенны, что ничего непредвиденного на съемках не случится.
Однако во время съёмки финальной сцены, когда волки бросаются за охотником в погоню, любимец Олега по кличке Ромка вдруг по-настоящему бросился на актёра. Волк укусил Олега за руку, а потом вцепился зубами в ягодицу. Да так сильно, что чуть не оторвал Фомину часть "мягкого места"!
От более тяжёлых травм Фомина спасло то, что на нём было двое ватных штанов. Впрочем, от профилактических уколов против бешенства, которые делают в подобных случаях, актёр отказался.
- Волчатам в свое время делали прививки, и я уверен, что никакого бешенства тут нет. Просто Ромка настолько вошел в роль, что забыл, как ел у меня с руки. А может, действительно: сколько волка ни корми, инстинкт все равно свое возьмет…
И ВОЛКИ УМЕЮТ ЛЮБИТЬ
« -- Гроза будет, - сказал Егор и поманил волчицу: -- Ну, иди сюда. Посидим, да двину, мне еще после обеда в кузнице работать. А вы живите. Мужик у тебя толковый, а о тебе и говорить нечего. Проживете. А захочешь прийти -- приходи, всегда приму. -- Егор погладил волчицу по голове, прижался к ней щекой. Грусть переполняла сердце, словно он расставался не с волком, а с родным человеком…». Борис Воробьев. Весьегонская волчица.
-- Не верю, что поведением животных руководят только инстинкты! -- Борис Тимофеевич каждую фразу сопровождает энергичной жестикуляцией. – У меня сейчас шесть кошек живут – у каждой свой характер, свои повадки, свое отношение к хозяину. Волк по сравнению с кошкой – существо более высокого уровня. Хитер, осторожен, расчетлив. Уж я-то их породу изучил. Десять лет был заядлым охотником. Волка не раз брать приходилось. А каких только историй на охотничьих привалах не наслушаешься! Опытный волчатник никогда не скажет, что серый полагается только на инстинкт. Нет, это очень разумный зверь!
-- Но ваша повесть наделяет волчицу не только разумом. И чувствами тоже. Первая часть книги называется «Ненависть», вторая – «Любовь». Читателя захватывает прежде всего эволюция чувств волчицы – от звериной злобы к охотнику до искренней привязанности к нему же.
-- Вы же в это поверили! Значит, правда. Я вообще пишу только о том, что хорошо знаю.И историю эту я не до конца выдумал. Все в основном из жизни взято – моей, других знатоков волчьего племени. А домыслил немного – всего лишь детали сюжета. Фильм «Весьегонская волчица» в нынешнем году крутили по столичным телеканалам уже дважды. Повесть я прочел после того, как посмотрел ее экранизацию. И почувствовал, как говорится, разницу. Создатели фильма не сумели киноязыком выразить всю гамму отношений охотника Егора Бирюкова и матерой волчицы. Самого главного, чем привлекает книга писателя Бориса Воробьева, в картине не оказалось. И захотелось встретиться с человеком, который заставил меня поверить в то, что и волки любить умеют. Его домик в поселке Ново-Мелково, что в тридцати километрах от Твери, не сразу отыщешь. Двухэтажные коттеджи москвичей в сосновом бору подавляют размерами и роскошью. Домик члена союза советских писателей Бориса Воробьева потерялся среди них. Хотя Борис Тимофеевич – тоже москвич, но из другого теста.
-- Москву я так и не полюбил, хотя и прожил в ней три десятка лет. Здесь мне роднее, -- эти слова писатель произносит дрогнувшим голосом, без привычной жестикуляции. Его родные места – поблизости. Родился в поселке Радченко. Десять лет ходил в школу неподалеку от Городни. Восемь лет отслужил на флоте у дальневосточных рубежей. Вернулся. Работал, охотился. Снова уехал – на учебу. Возвратился опять. И уже зрелым человеком надолго перебрался в Москву.
-- На четвертом десятке лет меня одолел писательский зуд. В 1965 году мой первый рассказ «Облака» был опубликован в журнале «Пионер». Литературные судьбы тогда вершились в столицах, поэтому в 68-м я тоже решил стать москвичом. Вращался в литературных кругах, был знаком с Константином Симоновым, другими мэтрами советской литературы. 11 лет по договору работал в журнале «Сельская молодежь» ради постоянных заработков. Тогда же наладил творческий контакт с журналом «Вокруг света». В приложении к этому журналу – журнале «Искатель» -- в 1987 году и была впервые опубликована повесть «Весьегонская волчица». Через два года она печатается в сборнике повестей и рассказов писателя о животных, дав название всей книге. В 2003 году «Весьегонская волчица» отдельным изданием вышла в Твери. Тогда же съемочная группа во главе с режиссером Николаем Соловцовым приступила к созданию киноверсии повести об охотнике и его лесной подруге. Спустя год в Киноцентре на Красной Пресне состоялась премьера фильма «Весьегонская волчица».
-- Экранизация мне не понравилась, -- говорит Борис Тимофеевич. -- Сценарий написали режиссер Николай Соловцов в соавторстве с Эдуардом Володарским. Я его прочел до съемок, сделал замечания. Кое-что поправили, но много несуразностей осталось. В моей книге одна четвероногая героиня -- волчица. В сценарии откуда-то появились медведь, корова, свинья. Из сюжета выбиваются совершенно. Зачем-то придумали сцену на аэросанях. Неправдоподобно! Волка никакими снегоходами не выгонишь. Когда приехал на премьеру, с удивлением увидел это все в фильме. Главное же -- история отношений человека и зверя -- в картине отошла на второй план. У меня же на этом все построено! Я предлагал делать фильм из трех серий, каждую назвать, как у меня три части в повести – «Ненависть», «Любовь», «Смерть». Моими советами пренебрегли -- наверное, в угоду зрелищности. Почему-то отбросил режиссер сюжетную линию про деда главного героя. А она ведь очень важна для понимания характера Егора, нюансов его поведения в истории с волчицей.
-- Как вам Олег Фомин в роли Егора Бирюкова?
-- Вы знаете, «Весьегонскую волчицу» собирались снимать еще в 1998 году на студии «Беларусьфильм». И Егора Бирюкова должен был сыграть Владимир Гостюхин. Из-за нехватки денег съемки тогда не состоялись. Спустя пять лет все, и я в том числе, снова уговаривали актера на роль Егора. Тот категорически отказался, сказав, что для роли теперь уж не годится по возрасту: Егору 30, ему 45. Но возраст-то для этого образа как раз принципиального значения не имеет. Роль Егора психологически очень глубокая. Гостюхин бы с ней справился. Но переубедить артиста не удалось. Он все же сыграл в фильме антипода главного героя – Петьку Синельникова. Хорошо сыграл. А Олегу Фомину я бы поставил тройку с плюсом. До души Егора он все-таки не добрался. Поговорили немного о волчьих характерах. Писатель поделился интересными наблюдениями из своего охотничьего опыта. О жестокости волков, об их беспощадности даже к своим сородичам. Но мой собеседник все время переводил разговор на другое – о волчьих повадках многих человеческих особей. Есть в его обиде на людей и личное. Пока мы ждали отлучившегося в магазин писателя, одна из местных жительниц рассказала, как обманули Бориса Тимофеевича здесь, в Ново-Мелкове. Когда решил перебраться сюда насовсем, продал квартиру в Москве, присмотрел неплохой домик, внес за него сумму, хозяин попросил с переездом повременить. Писатель терпеливо ждал, но дело закончилось тривиальным «кидаловом». Пришлось на остатки денег покупать летний домик, своими руками утеплять его, перестраивать. Здесь он и обитает постоянно вот уже шесть лет. Пенсия у писателя, как он сам признался, крохотная – две тысячи рублей. Хотя запросы у него скромные, но на пенсию не проживешь. Борис Тимофеевич постоянно работает над новыми произведениями. В последние годы его увлекла историческая тема. Пишет как о возвышенном в поступках исторических персонажей, так и о низменном. Сейчас разгадывает загадки таинственной гибели командиров Красной армии времен гражданской войны. Тайну убийств Чапаева, Котовского, Щорса уже разгадал. Всего же в его списке двенадцать фамилий. И всех их, по версии Бориса Воробьева, погубил один и тот же человек с повадками волка – Троцкий, народный комиссар по военным и морским делам. Он сознательно расправился с лучшими командными кадрами того времени. Этот человек ввел в армии децинацию – бессудный расстрел каждого десятого в батальоне или полку, проявившем трусость. А десятым мог оказаться самый храбрый. Слепой жребий лишал его жизни. Мирное население Троцкий собирался загнать в трудовые армии. Вся его программа – это геноцид русского народа. Многие политики, стоящие сегодня у власти – самые отъявленные троцкисты, считает Борис Воробьев. «По миллиону населения каждый год не досчитываемся!» -- возмущается писатель. Свои разгадки исторических тайн он публикует в том же журнале, где впервые была напечатана его «Весьегонская волчица». Если удастся, мы в дальнейшем подробнее познакомим читателей «ВТ» с историческим пластом творчества Бориса Воробьева. Когда пришла пора прощаться, Борис Тимофеевич доверительно признался, что уже начал работать над новой вещью. Она станет продолжением «Весьегонской волчицы». Второй частью дилогии. В ней сохранится Егор Бирюков, но уже в качестве второстепенного персонажа. А главным героем новой повести станет егерь – человек, хорошо знающий характеры как охотников, так и их жертв. Выбор центрального персонажа помогает догадаться о содержании второй части дилогии – в ней будет развиты мысли автора «Весьегонской волчицы» о зверском в человеке и о человеческом в звере.
Евгений ШИМИН ВТ Тверь
Источник: Караван+Я

Некоторые факты, о которых писалось в прессе (в скобках уточняем некоторые детали):
- Фильм снят по повести Бориса Воробьева «Весьегонская волчица».
- Специально для этой картины были преобретены 17 маленьких волчат (на самом деле было их было намного меньше). Их поселили на бывшей зообазе Госкино «Петушки».
- Исполнитель главной роли Олег Фомин каждую неделю ездил к волчатам (пресса как всегда немного преувеличила), чтобы они привыкли к нему – кормил их, гулял и устраивал шуточные бои. Но это не спасло его от нападения одного из волков во время съемок. Волк укусил Олега за руку, а потом вцепился зубами в ягодицу. От тяжелых травм актера спасли двое ватных штанов, которые были на нем (красивая легенда).

А теперь без моих комментариев рассказ непосредственно дрессировщиков, занятых на этой картине. От себя скажу, что на картине работала Ольга Нечаева, Екатерина Лемасова, а в досъеме некоторых эпизодов участвовала Аля Сомкина. Не хочу вникать в подробности досъема и рассказывать о судьбе волков после окончания съемок. Пусть это останеться тайной. Привожу рассказ Екатерины Лемасовой о работе на площадке. Чуть- чуть его подправил.


"... Нам с дрессировщицей Ольгой Нечаевой предстояла нелёгкая задача: познакомиться и подружиться с четырьмя взрослыми полудикими волками. На знакомство и приручение отводилось 3 дня - а после уже начинались съёмки. Три волка быстро признали нас главными, а вот четвёртый скалился и не подпускал к себе. Прошло около 3 недель, прежде чем он начал нам доверять и понял, что ничего плохого мы ему не сделаем.
Пока животным не построили нормальный выгул, приходилось выводить их на цепи. Вернее, выносить - они боялись выйти из клеток. А потом заносить на руках - они не хотели идти обратно. Так как волки не собирались чинно гулять на поводочке и не умели этого делать, цепь мы держали вдвоём. Пока один бегает (а мы летаем за ним), другой завидует в клетке. Решётку пришлось чинить, так как Пузик, самый крупный и уважаемый в четвёрке, перекусил её.
Волки жили в сарае, там стояли их клетки. В Угличе я нашла эту бездомную лайку. Режиссёр Николай Соловцов решил, что она подходит на роль собаки главного героя, охотника Егора. Собаке определили будку, она снималась, знакомилась через забор с Пузиком. После два раза сыгранной "смерти" лайка отправилась к своим новым хозяевам. Когда волки загрызли Дымка и стали таскать кур из курятника, Егор привязал к будке наживку-поросёнка, а сам затаился с ружьём, в надежде покончить с незванными гостями.
В сценах, где Волчица начала доверять охотнику - снималась Стеша, любившая актёра Олега Фомина. Там же, где нужно было недоверие - снимался ее брат Пузик, ненавидивший актёра и начинающий скалиться, едва слышал его шаги.
Из Питерского зоопарка привезли 6 волчат. Стеша была от них в восторге, и все опасения, как волки примут чужих детёнышей, исчезли.
Пузик относился к волчатам снисходительно. Завидев Олега Фомина, Пузик скалился. А в фильме зрители думают, что Волчица охраняет своих малышей.
А это волки гуляют. Когда они были в "свободном полёте", выходить к ним я могла только накинув на голову капюшон - мои длинные волосы казались им замечательной игрушкой, которую было бы неплохо оторвать Пузик ластится, рядом - Стеша, бегут меня встречать Волк и Маня. Если вы слышали, что у волка хвост висит поленом - так это неправда. Виляют они хвостами, как дворняжки. Ну вот, теперь вся стая в сборе.
Это я с Пузиком. А здесь снимается сцена, когда, после укуса Волчицы, Егор хочет застрелить её....".
Полностью рассказ Екатерины Лемасовой о работе на этой картине можно прочесть на сайте www.lemasova.ru.

А теперь статья из журнала Друг (для любителей собак) №5 май 2004 год.

Как удачливый охотник, убивший много волков, Егор пользовался уважением в деревне. Но когда он пожалел отравившуюся волчицу и приютил ее у себя, люди ополчились против него. Но сначала была война человека и зверя. Она началась, когда Егор, чтобы прекратить набеги хищников на курятник, забрал из логова на болоте пять волчат. Мать стала мстить ему за своих детей. Волки объявили охоту на человека. Они устроили засаду и загрызли дворового пса Егора - Дымка. По ночам они рыскали вокруг дома своего врага. Наконец, они выследили в лесу и самого Егора. Тогда он еще не знал, что их ненависть к нему когда-нибудь закончится. Закончится тогда, когда начнется их дружба. Но тогда начнется новая война: человека и человека. Это - сюжет драмы "Весьегонская волчица", экранизированной режиссером Николаем Соловцовым по одноименному рассказу Бориса Воробьева.

В фильме принимали участие волки, взятые малышами из смоленского леса, и два выводка от одних родителей - обитателей Петербурского зоопарка. Волков растили на зообазе в Петушках, где живут и другие животные-киноактеры.
«Питерцы» много снимались в зимних сценах облавы, а весной на натурные съемки в деревню Ярославской области поехали четыре «смоленца». Их клетки стояли в сарае, а по соседству от них - за стенкой - жили ничего не подозревающие овцы.
Считается, что волкам свойственен каннибализм, поэтому они могут убить чужих волчат. Так что сцены, для которых привезли шесть месячных волчат, требовали подготовки. Думали даже обработать шерсть волчат каким-нибудь средством с неприятным запахом, чтобы волки не загрызли их. Но волки оказались совсем не такими кровожадными. Напротив, маленькие щеночки вызывали в них самые нежные чувства.
Взрослые волки вылизывали чужих, незнакомых им волчат, играли с ними, поскуливали, подзывая к себе. А малыши, недавно разлученные с матерью, рады были признать их за своих родителей.
По сценарию волк несет своему выводку в логово добычу - зайца. Требовался еще один персонаж, но не умерщвлять же ради этого ни в чем не повинное создание! К счастью, у костюмеров нашлась кроличья шапка, и общими усилиями из нее была сшита тушка зайца, которую волк с удовольствием таскал в зубах и с еще большим удовольствием разодрал. Так что при съемках фильма «ни один кролик не пострадал». Рядом с сараем волков стояла будка собаки, играющей Дымка. Собаку подобрали на улице, причем эту «мужскую» роль должна была исполнять обязательно «дама». В сцене «Гибель Дымка» требовалось присутствие и пса, и его убийц. Волки любят лакомиться собачьим мясом, поэтому Дымок по-настоящему мог стать для них блюдом китайской кухни. Самцы не потерпели бы рядом кобеля, а вот сука могла бы заставить их забыть о гастрономических вкусах. Волки до съемки этого эпизода постоянно видели собаку за забором, и один из них, Пузик, активно интересовался «девочкой».
Собака, к тому же, оказалась боевая, продемонстрировала, что зубы у нее тоже имеются, так что жертвой искусства она не стала. Сыграв мнимую смерть, «Дымок» прямо со съемочной площадки в «кровавом» гриме уехал к своим новым хозяевам - местным охотникам.
Актер Олег Фомин (волчатник Егор) снимался без дублера. Он специально заранее репетировал с животными сложные сцены, например ту, где волки - Рома и Филя - нападают на него. Звери воспринимали это как игру в догонялки, потому что привыкли к Олегу и признали за своего.
Пузик, самый талантливый из смоленской четверки, играл сразу и Весьегонскую волчицу, и волков ее стаи. Но вот Олега Фомина ласковый Пузик просто возненавидел, страшно скалился на него и рычал. Зато сестра Пузика, Стеша, так полюбила Олега, что везде, где в кадре требовалось общение человека с волком, использовали только ее. Но без неприятностей не обошлось. Другая волчица, Маня, изображавшая заболевшую героиню, клацнула зубами так, что поцарапала артисту лицо. Фомина спасла его быстрая реакция, иначе бы... Ведь волки однажды перегрызли железную сетку-«рабицу» в своем вольере.
Волки - осторожные животные, и они боялись всей съемочной атмосферы: камеры, осветительных приборов, незнакомых людей. Грубо вытаскивать их на цепи из клеток было бы слишком жестоко. Поэтому, чтобы не подвергать животных лишнему стрессу, два дрессировщика - далеко не атлетического сложения женщины - на съемочную площадку приносили 60-килограммовых зверей на руках. Со своими дрессировщицами волки познакомились за несколько дней до съемок, и поэтому вся работа строилась не на командах, а исключительно на доверии. И волки очень быстро приняли их в свою стаю. Причем отвели им роль вожаков - позволяли забирать мясо из пасти и радостно писались при встрече.
Выгул для животных устроили на гумне: огородили его трехметровой сеткой, укрепили частокол - волки были не прочь расширить место для прогулок и выискивали любую лазейку в заборе. И однажды побег им удался. Честно отработав последний съемочный день, три волка ушли в лес. Всю ночь они наслаждались свободой, но на следующее утро вернулись в деревню, голодные и счастливые. Волчицы, увидев своих дрессировщиц, со всех ног бросились к ним - лизаться, а Пузик виновато полз на брюхе, извиняясь за самовольную отлучку. Так они опровергли всем известную пословицу о бесполезности кормления в обмен на жизнь в лесу. Наверное, тот, кто придумал ее, просто забыл про любовь.